Марьян Ковачевич
-60
Мы встречались с Марьяном Ковачевичем неоднократно, часто
переписываемся, но, к сожалению, никогда не вели речь о биографиях. Знаю лишь
о том, что Марьян уже в 12-летнем возрасте посещал встречи белградских шахматных
композиторов и его наставниками были Мирослав Стошич и Милан Велимирович.
Под влиянием этих мастеров он уже в конце 70-х - начале 80-х
годов реализует сложные парадоксальные идеи, связанные с переменой фунций ходов.
Но даже для своих рекордных замыслов Марьян всегда умеет
находить супероригинальные механизмы, изобилующие разнообразными тактическими
нюансами. Это умение очень помогает ему в работе над темами командных
соревнований, где он способен успешно выступить в любом жанре.
Но всемирную славу и признание принесли Марьяну Ковачевичу
не задачи на известные и модные темы, а задачи, построенные, если можно
так сказать, на вдохновении, где на первое место выдвигается та или иная идея,
для нее ищется оригинальный механизм, а сам выбор темы уже становится
производным этой идеи. И в таком исключительном умении Марьяна найти для идеи и
механизма подходящую тему и кроется, на мой взгляд, причина его многолетнего
лидерства в двухходовой шахматной композиции. И, конечно же, в исключительной
технике составления, вкусе и чувстве меры.
Даже двухфазные находки Марьяна, казалось бы, из
далекого прошлого выглядят настолько неожиданными, гармоничными и убедительными,
что даже тяготеющий к современной многофазности и тематичности судья не в силах
их проигнорировать. Ну, а для почитателей творчества Марьяна Ковачевича, также
как, насколько я знаю, и для него самого, отличие не играет существенной роли.
Главное - это удовольствие, полученное от прикосновения к
прекрасному, что гарантирует практически каждая работа Марьяна.
Особенно советовал бы обратить внимание на его недавние находки в механизмах
парадоксальной жертвы белой фигуры на точке черного самосвязывания, а также в
работах на тему коррекции угроз.
Знаю, что у Марьяна прекрасная семья, супруга - Милица, сын,
дочь и внуки. И это еще один немаловажный стимул для успешного творчества.
Подкупает его скромность и почтительное отношение
к известным композиторам прошлого и их творческому наследию, о чем
свидетельствуют множество статей Марьяна, которые он, журналист по профессии,
пишет с глубоким проникновением в суть их творчества.
Хотелось бы также отметить, что с июня 2013 года в шахматном клубе Белграда
Марьян ведет курс шахматной композиции для юниоров. И
с творчеством самого талантливого его воспитанника посетители сайта SuperProblem
уже встречались - это 12-летний Илия
Серафимович, который находится сейчас в том же возрасте, в котором первые шаги в
композиции делал Марьян. А
это придает уверенности в будущем нашего искусства.
Поздравляю, тебя, Марьян с юбилеем. Удачи тебе во всех твоих делах, счастья и
здоровья тебе и всем твоим близким.
8 апреля 2017 г
Анатолий Василенко.
P.S. Приятно, что вот уже подряд в трех личных первенствах мира Марьян Ковачевич
подтверждает мой стихотворный прогноз, написанный еще в 2008 году в Юрмале:
Незауряден как личность он!
Трудно тягаться с Ковачевичем!
Его не возьмешь количеством,
А победить качество? Чем?