Марьян Ковачевич -60

Мы встречались с Марьяном Ковачевичем неоднократно, часто переписываемся, но, к сожалению,  никогда не вели речь о биографиях. Знаю лишь о том, что Марьян уже в 12-летнем возрасте посещал встречи белградских шахматных композиторов и его наставниками были Мирослав Стошич и Милан Велимирович.

Под влиянием этих мастеров он уже в конце 70-х - начале 80-х годов реализует сложные парадоксальные идеи, связанные с переменой фунций ходов.

Но даже для своих рекордных замыслов Марьян всегда умеет находить супероригинальные механизмы, изобилующие разнообразными тактическими нюансами. Это умение очень помогает ему в работе над темами командных соревнований, где он способен успешно выступить в любом жанре.

Но всемирную славу и признание принесли Марьяну Ковачевичу не задачи  на известные и модные темы, а задачи, построенные, если можно так сказать, на вдохновении, где на первое место выдвигается та или иная идея, для нее ищется оригинальный механизм, а сам выбор темы уже становится производным этой идеи. И в таком исключительном умении Марьяна найти для идеи и механизма подходящую тему и кроется, на мой взгляд, причина его многолетнего лидерства в двухходовой шахматной композиции. И, конечно же, в исключительной технике составления, вкусе и чувстве меры.

Даже  двухфазные находки Марьяна, казалось бы, из далекого прошлого выглядят настолько неожиданными, гармоничными и убедительными, что даже тяготеющий к современной многофазности и тематичности судья не в силах их проигнорировать. Ну, а для почитателей творчества Марьяна Ковачевича, также как, насколько я знаю, и для него самого, отличие не играет существенной роли.

Главное - это удовольствие, полученное от прикосновения к прекрасному, что гарантирует практически каждая работа Марьяна. Особенно советовал бы обратить внимание на его недавние находки в механизмах парадоксальной жертвы белой фигуры на точке черного самосвязывания, а также в работах на тему коррекции угроз.

Знаю, что у Марьяна прекрасная семья, супруга - Милица, сын, дочь и внуки. И это еще один немаловажный стимул для успешного творчества.

Подкупает его скромность и почтительное отношение к известным композиторам прошлого и их творческому наследию, о чем свидетельствуют множество статей Марьяна, которые он, журналист по профессии, пишет с  глубоким проникновением в суть их творчества.

Хотелось бы также отметить, что с июня 2013 года в шахматном клубе Белграда Марьян ведет курс шахматной композиции для юниоров. И с творчеством самого талантливого его воспитанника посетители сайта SuperProblem уже встречались - это 12-летний Илия Серафимович, который находится сейчас в том же возрасте, в котором первые шаги в композиции делал Марьян. А это придает уверенности в будущем нашего искусства.

Поздравляю, тебя, Марьян с юбилеем. Удачи тебе во всех твоих делах, счастья и здоровья тебе и всем твоим близким.

 

8 апреля 2017 г    Анатолий Василенко. 

P.S. Приятно, что вот уже подряд в трех личных первенствах мира Марьян Ковачевич подтверждает мой стихотворный прогноз, написанный еще в 2008 году в Юрмале:

Незауряден как личность он!

Трудно тягаться с Ковачевичем!

Его не возьмешь количеством,

А победить качество? Чем?



Марьян Ковачевич и Илия Серафимович (2015 год)



Киев 2012 год, команда Сербии - чемпионы Европы по решению.



 Конгресс в Берне. 2014г.  А.Василенко, Х-П. Рэм, М.Ковачевич.

COMMENTS (real-time mode) | КОММЕНТАРИИ посетителей
Hint | Помощь
comments powered by HyperComments